1) Асгард – мир богов
В древнескандинавской мифологии Асгардом называется один из трех «стержневых миров» древа Иггдрасиль, которое формирует весь обозримый космос. В этом смысле космогоническая основа скандинавской мифологии представляет собой триаду «Асгард-Мидгард-Хельхейм», три мира, которые олицетворяют соответственно Будущее (мир богов), Настоящее (мир живых) и Прошлое (мир мертвых). Эти миры были созданы в начале времен тремя великими асами – Одином и его братьями Вили и Вё, потомками великана (первочеловека) Бури.
Мир Асгард часто ошибочно ассоциируют с некоей небесной, возвышенной реальностью. В действительности ни один эддический текст не упоминает об Асгарде, как о мире, который в каком-либо аспекте находится выше Мидгарда, мира людей. При этом кеннинги и хейти Асгарда всегда яркие и эффектные, например «блистательный», «величественный», «вечный». Вероятно, в представлении древних скандинавов мир Асгард представлял собой некий идеализированный образ, апофеоз земных устремлений человека. Кроме того, именно в Асгарде располагалась Вальхалла, куда попадали воины, доблестно павшие в битве. Расположение Асгарда загадочно. Учёные предпологают что прообраз Асгарда нужно искать где то в степях Ойума, древнего королевства готов, расположенного у берегов Чёрного моря.
2) Ванахейм – это один из Девяти Миров, созданных асами из тела великана Имира. Важно сразу отметить, что мир Ванахейм редко упоминается в скальдических текстах и об этом хронотопе мало что известно. Ванахейм (Vanaheimr) в переводе с исландского означает дословно «мир ванов». В германо-скандинавском эпосе ваны (или ваниры) – это особая категория богов, которые «в начале мира» воевали с асами, хотя об истоках этой войны известно лишь, что спровоцировала его Гулльвейг (из рода ванов). Согласно текстам Старшей и Младшей Эдды ваны старше асов и в так называемой первой войне они одерживали верх, пока мудрый Один не решился на перемирие (подробнее об этом эпизоде можно узнать из песни «Прорицание Вёльвы», входящей в состав Старшей Эдды). Ванахейм – прекрасный и светлый мир. Многие исследователи полагают, что культ ванов, во многом предвосхитивший раннесредневековую мифологическую систему скандинавских народов, опирался на обожествление сил природы, где духи стихий обретали персонифицированные воплощения. В связи с этой мыслью становится очевидно, почему Ванахейм в эддическом эпосе предстает перед нами миром гораздо более совершенным, чем даже Асгард.
3)Из песен Старшей и Младшей Эдды мы узнаем о том, что ётуны (они же великаны или турсы), потомки Имира, наследники рода Хримтусенов, обретаются в мире, который называется Ётунхейм. В германо-скандинавской космогонии Ётунхейм является одним из девяти миров Вселенной, и асы (в частности – Тор) часто посещают это место, зачастую преследуя отнюдь не миролюбивые цели, ведь ётуны – злобные и жестокие (хотя и простодушные) создания (безусловно, Мимир, Эгир и некоторые другие турсы становятся в этом смысле явным исключением). Этимологически слово Ётунхейм (или Йотунхейм) происходит от древнескандинавского «Jötunheimir», что в переводе дословно означает «земля ётунов». Эддическая легенда гласит, что Ётунхейм создали асы, они поселили там Бергельмира, первого турса, единственного из великанов, который сумел пережить смерть Имира. Река Ивинг отделяет Асгард от Йотунхейма. В некоторых песнях говорится о том, что Ётунхеймом правит великан Трюм (или Трум), который однажды украл у Тора его молот (за что впоследствии был убит). Также в связи с Йотунхеймом упоминаются такие локации как Тримхейм (дом великана Тьяцци) и Гастропнир (обитель турса Менглад). В некоторых сагах говорится о том, что Ярнвид (Железный лес), в котором был рожден адский пес Гарм, находится не в Хельхейме, а в Ётунхейме.
4)Альвхейм – это мир к югу от Асгарда, населенный прекрасными существами, альвами. Несмотря на то, что происхождение Альвхейма неизвестно, в Старшей и Младшей Эддах этот мир описывается как «одно из прекраснейших небесных обиталищ», чье население «ликом прекраснее солнца». Этимология названия Альвхейм (Alfheimir на древнескандинавском) очевидна: «alf» значит «альв», а «heimir» – земля, территория. То есть дословно «Альвхейм» означает «земля альвов». Также существует альтернативное название Альвхейма – Льюсальвхейм (Ljusalfheimir), однако этимология основы «ljus» неизвестна. К сожалению, эддические тексты не дают никакой информации о географии, климате и других аспектах жизни в Альвхейме (картинки, изображающие этот мир, тем не менее, многочисленны и разнообразны). И хотя сегодня в Интернете можно найти немало подробных описаний этого мира, нужно понимать, что между реальным мифологическим образом и фантастическим описанием, представляющим собой современную реконструкцию, есть принципиальная разница.
Из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона мы узнаем лишь о том, что Альвхейм – очень красивый мир и стоит он на Гимле. При этом нет четкого понимания – что такое Гимла, Снорри принял этот топоним за название одного из небесных чертогов. В действительности, в «Прорицании вельвы» из «Старшей Эдды» сказано, что на Гимле стоит прекрасный чертог, который переживет даже Рагнарек. Существует предположение, что на Гимле стоит именно Альвхейм.
5)Мидгард – один из девяти основных миров в германо-скандинавской мифологии. Первая и, пожалуй, самая главная особенность этого мира заключается в том, что населяют его исключительно смертные создания, люди. Мидгард в этом смысле существенно отличается от любой другой мифологической реальности в представлении скандинавов. Ётуны, к примеру, считают своей родиной Ётунхейм, но неплохо чувствуют себя и в других мирах. Точно также Асы и Ваны без труда посещают мир Мидгард, но вот людям чрезвычайно непросто (практически невозможно) попасть в любой другой мир (при жизни, разумеется)
6)В древнескандинавской космогонии Муспельхейм располагается на юге от Мидгарда и описывается как неблагоприятная для жизни территория, наполненная ярким светом и нестерпимым жаром. Этимология слова «Муспельхейм» достаточно очевидна: с древнескандинавского «muspel» означает «огонь», а «heim» переводится как «земля». Иногда этот мир кратко называют Муспель (или Муспелль, допустимы оба варианты), но в эддических текстах встречается только полноценное Муспельхейм. Муспельхейм известен тем, что благодаря его уникальным климатическим условиям во Вселенной зародилась жизнь. Ледяные глыбы, что выплывали из Нифльхейма, проходя через Гинунгагап (Мировую Бездну), оказывались у пределов Муспеля, где жар растапливал их. Так родился Имир, первое живое существо, давшее начало роду инеистых великанов (или ётунов) и убитое позже потомками Бури. Из тела Имира первые асы сотворили Мидгард. Также своим происхождением Муспельхейму обязаны звезды. В «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона сказано: «И тогда они (асы) взяли искры, что исторг из себя пылающий Муспельхейм, и поместили их в середину небес Мировой Бездны, дабы освещали они землю». Таким образом, Муспельхейм наряду с Нифльхеймом является одним из первомиров, это две первые, несотворенные реальности, которые фактически дали начало остальным семи мирам Великого Древа (Иггдрасиля). Муспельхейм и Нифльхейм – миры-антагонисты, без которых, однако, невозможно существование Вселенной. Аналогичный принцип мы встречаем в даосизме (соотношение инь-ян).
7)Мир Нифльхейм (иногда Нибльхейм или Нифльхайм) в мифологии древних скандинавов является одним из Девяти Миров, составляющих обозримую Вселенную (Иггдрасиль). Этимология этого слова неоднозначна, по всей вероятности речь идет о древнескандинавском «niflheimr». При этом многие источники (в частности – ныне популярная Википедия) жестоко ошибаются в этом плане, переводя слово «Нифльхейм», как «обитель туманов». В действительности, ни о каком тумане речи здесь нет. Если основа «heimr» вполне переводима (дословно – «земля» или скорее «земли»), то «nifl» по версии М.И. Стеблин-Каменского, чей авторитет в области древнескандинавской лингвистики непререкаем, переводится как «темный». Таким образом, Нифльхейм означает «темные земли» или, если выражаться чуть поэтичнее, «мир тьмы» Важно отметить, что мир Нифльхейм у скандинавов не ассоциировался с хтоническими реалиями, функции «загробного мира» в этом смысле выполнял Хельхейм (дословно – «земли Хель»). Хотя два эти мира прочно связаны между собой, ведь Хельхейм располагается как раз в Нифльхейме и отгорожен от него лишь рекой Гьелль и высокой скалистой грядой (отсюда его альтернативное название – Хельгард).
8)Свартальвхейм упоминается в «Младшей Эдде» Снории Стурлусона, как один из Девяти Миров, составляющих Вселенной. Важно отметить, что ни в одном из списков «Старшей Эдды», равно как и в более поздних скальдических сагах, нет упоминаний об этом мире. Этимология древнескандинавского слова «Svartalfheim» очевидна и не вызывает сомнений: «svart» значит «темный», «alf» соответственно «альв», а «heim» значит «земля». То есть дословный перевод – земля темных альвов.
Первая часть «Младшей Эдды», которая называется «Видение Гюльви» (или «Обман Гюльви») говорит о том, что Свартальвхейм был создан асами вместе с Альвхеймом (или Льюсальвхеймом). По всей вероятности, Свартальвхейм был сотворен из тела первородного великана Имира, а точнее – в его теле. Ведь согласно обеим Эддам, плоть великана стала основой для создания Мидгарда (не конкретно мира, а земли, тверди). Также в Стурлусоновской Эдде сказано о том, что Свартальвхейм был создан специально для расы двергов (карликов), которых иначе называют темными альвами.
9)Мир мертвых в скандинавской мифологии называется Хельхейм (Helheim на старо-скандинавском). Буквально слово «хельхейм» переводится как «владения Хель», этимологически от первой части этой словоформы (hel) происходит английское «hell», что значит «ад». Хель – могущественная богиня мертвых, вероятно – одно из самых сильных существ в германо-скандинавской мифологии. При этом история происхождения Хель крайне неоднозначна и запутанна, причем разные фольклорные источники приводят диаметрально противоположные версии. Географически Хельхейм находится в Нифльхейме, мире льдов и туманов. В тоже время мир Хель является абсолютно независимым топонимом, он составляет Древо Миров наряду с тем же Нифльхеймом, Асгардом, Мидгардом и другими мирами. При этом Хельхейм отгорожен от остального Нифльхейма каменной стеной (по другой версии – горной грядой), отсюда происходит второе название этого мира – Хельгард. Этимология образования достаточно проста: «Хель» – имя богини мертвых (также иногда называют весь Хельхейм), «гард» – огороженное пространство. Вероятно, от древнескандинавского «gardr» происходит корень «гард», который позже в славянских языках приобрел форму «град».