1) По легенде римлянин Палемон, родственник императора Нерона, спасаясь от жестокости императора с пятьюстами знатными семействами, приплыл к устью Немана, а по Неману добрался до рек Дубисы и Юры. Здесь они поселились, назвав эту землю Жемайтией (низкой землей). Данную легенду немного развил Мацей Стрыйковский, который передвинул переселение на 452 год и объяснил его тем, что предки литовцев спасались от зверств Аттилы. Авторы легенды довольно плохо знали географию Литвы и Белоруссии, поэтому в ней встречается множество географических ошибок и несообразностей. Кроме того, существовали многочисленные хронологические проблемы, а также несоответствие с некоторыми другими источниками. Поскольку большая часть текста касается окрестностей города Новогрудок, легенда, скорее всего, возникла именно в этом городе. Легенда о Палемоне довольно широко рассматривалась в историографии. До публикации «Хроники Быховца» многие были уверены в том, что легенда сочинена Стрыйковским, хотя Василий Татищев обращал внимание на то, что некоторые элементы легенды имеются у ряда более ранних историков. В историчности легенды сомневались уже в XVIII веке: Н. М. Карамзин писал, что известия о происхождении литовцев «баснословны и явно основаны на догадках». После обнаружения «Хроники Быховца» её исследовал Теодор Нарбут. Он был уверен в достоверности сказания, однако отверг версию о римском происхождении литовцев, считая их потомками герулов. Позднее Иосиф Ярошевич, который издал сводную работу по истории Литвы, хотя и принимал многие положения Нарбута, назвал легенду о переселении литовцев из Италии «сущей басней». В современной историографии легенда как не имеющая историческое основание не рассматривается. Однако в публицистике она все еще популярна, когда речь идет не о лингвистике, а о литвинском менталитете 2) Сармати́зм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI-XIX веках. Сарматизм возводил шляхту к древним сарматам, отделяя тем самым себя от массы простолюдинов (славян и литовцев). Сарматизм предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан, контуш, слуцкий пояс, сабля), особые манеры и так далее. Более поздним проявлением сарматизма в одежде стала конфедератка, заимствованная от улан.О сарматизме впервые завёл речь польский историк Ян Длугош (1415—1480). В эпоху Возрождения вместе с интересом к античности распространилось самоотождествление формирующихся наций с древними народами, упоминаемыми в трудах античных классиков. Согласно Географии Птолемея Восточная Европа к востоку от Германии (между Вислой и Волгой) называлась Сарматией (польск. Sarmacja). Сарматским морем называлось Балтийское море, а Сарматскими горами — Карпаты. Если обитавшие там ранее скифы славились своей дикостью и пьянством, то сарматы считались прародителями европейского рыцарства. Шляхтичи считали своими предками сарматов — народ кочевой и вольнолюбивый. Сам термин сарматизм используется ретроспективно, шляхта для своего образа жизни, культуры не имело собственного названия. Термин сарматизм (во форме bałwany sarmatyzmu) впервые было использовано только в 1765 году, во варшавской газете «Монитор». В эпохе просвещения понятие сарматизм приобрело негативный смысл: сторонники реформ Польши, сторонники четырёхлетнего сейма своих оппонентов которые придерживались старого порядка в Речи Посполите называли сарматами. Францишек Заблоцкий в 1785 году в комедии «Сарматизм» высмеял идеологию как устаревшую и варварскую. Во 1807-1814 г.г. изданном словаре польского языка Самуилом Богумилом Линде sarmatyzm описан как отсутствие хороших манер, грубость. Несмотря на это ключевые принципы сарматизма (аристократизм, республиканство, патриотизм) популярны и до сих пор 3)Среди задач, стоящих перед современными юридической и политической науками, является определение корни и содержания украинской государственной и национальной мысли в разные периоды их развития. Одной из самых интересных вех казацкого периода украинской политико-правовой мысли является период гетманства Мазепы (1687-1709 гг.) И основанного им "мазепинского" движения. Неоднократные попытки украинских политических субъектов стать договорной стороной в отношениях между великими державами не были реализованы. Украинский вопрос остался внутренней проблемой государств, в которые входили украинские этнические земли. Основным документом, который регламентировал отношения царя и Гетманщины во времена гетманства Ивана Мазепы, являются так называемые "Коломакские статье" 1687 По своему содержанию этот документ дополненным вариантом "Глуховских статей" гетмана Демьяна Многогрешного 1669. Они гораздо четче демонстрируют имперские цели Москвы. Впервые отрицался суверенитет гетманской власти в Украине, впервые требовалась участие казачьих войск во всех войнах России, впервые отрицался режиме государственной границы между Украиной и Россией, впервые от гетмана требовалось содействие смешению двух наций. Царские планы развивались дальше, и уже в начале XVIII века. Петр вынашивает намерение ликвидировать казацкие вольности. Ответом опасности, надвигающейся на украинскую государственность, стал разнонаправленное поиск внешних союзников официальными и неофициальными субъектами украинской политики. В это время возрождается идея польского протектората. Это отражено в проекте договора Гетманщины с Речью Посполитой стародубского полковника Михаила Миклашевского (1702 или 1703), который отстаивал, как и полвека до того Иван Выговский, идею равноправного федерации трех наций (польской, литовской и украинской) в пределах Речи Посполитой. Эта идея прежде всего использовалась старшиной как фундамент, на котором строились ее политические, может, и более радикальные по содержанию програми. Наряду с этим выдвигается идея построения независимого украинского государства в союзе с Польшей и Крымским ханством (1692). "Княжество видилное Киевское и Черниговское" в составе Короны Польской и Крымское ханство должны было вступить в военный союз. При этом княжество должно охватывать всю территорию государства Богдана Хмельницкого и часть Слободской Украины. Проектом такой линии стала Конституция Орлика 1710, которая впервые употребляет термин хазаризм Хазарская теория Г.Грабянки и П. Орлика имеет такие постулаты: 1) казацкая (украинский) государство - Хазарский каганат - древнее Киевской Руси. Казаки якобы имели собственную династию каганов (кстати, так же, как и московская, эта династия якобы была родственна легитимной византийской династией) еще до появления Рюриковичей; 2) христианство в казацком государстве было принято еще до князя Владимира хазарского кагана. Хозаризм специально не рассматривает лозунг "одноплеминности" россиян и украинский. Очевидно, теория вполне признает генетический славянский связь, относя его, однако, до библейских времен. При этом отмечается, что происхождение хазар-казаков идет от первого сына Иафета - Гомера, подчеркивает якобы большую значимость этого народа, чем россиян (потомков Мосоха). Вообще у древних изложениях хазарская теория избегает упоминания о русских. В упомянутых тезисах заключается главное идеологическое значение хазарской теории: казацкий народ является отдельным от русских, Украина имеет право на самостоятельность, украинская церковь имеет право на собственную, независимую от московского патриарха иерархию.